Одной из причин начала Первой мировой войны, стали планы России по строительству трансконтинентальной железной дороги из Европы в Азию и водного канала из Персидского залива до Каспийского моря.
В случае их реализации, Великобритании уже не было бы смысла контролировать Суэцкий канал и Средиземное море.

С тех пор минул век с небольшим. Как показывает жизнь, вышеуказанные проекты не потеряли своей значимости. Только теперь железной дорогой занялся Китай.

У англосаксов стоит задача не дать появиться новым трансконтинентальным магистралям любой ценой. И прошедший в сентябре саммит в Самарканде, где собрались страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), лишь усилил противостояние. На свет появилось соглашение между Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызстана, Министерством транспорта Узбекистана и Государственным комитетом по развитию и реформе Китая о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».

 Таким образом, более чем 20-летнее обсуждение стало обретать реальные черты. Реализация проекта позволит расширить географию торговли и перевозок из Китая через Узбекистан в Турцию и далее в Европу, а также в государства Персидского залива.
Кроме того, в Самарканде лидер Китая Си Цзиньпинь анонсировал строительстве 4-й ветки газопровода в КНР по линии — Туркмении – Узбекистан – Таджикистан – Кыргызстан.

Для Кыргызстана этот проект имеет очень важное значение — возможность выхода из транспортного тупика. Как и выхода к морским портам Персидского залива, благо уже первые договоренности с Ираном в этом направлении имеются. А пока основной поток железнодорожных грузов из КНР в европейском направлении проходит по территории Казахстана.

Все эти проекты требуют огромных вложений, и Пекин пока не спешит с их реализацией.
 Дело в том, что в этом глобальном инфраструктурном проекте, имеющем геополитическое значение, есть уязвимое место, — это Кыргызстан.

Это было доказано в очередной раз, начавшимися протестными акциями, вспыхнувшими из-за делимитации границы между Узбекистаном и Кыргызстаном. Англосаксы руками ряда оппозиционных политиков и многочисленных неправительственных организаций пытаются играть на национализме и обвиняют президента С. Жапарова в уступках Узбекистану. В частности, указывая на передачу одного из приграничных водохранилищ узбекской стороне.

С самого развала СССР, англосаксы активно работал на местных медиапространствах ЦА. Все эти годы шла прикормка журналистов и политиков, что позволяло в самые короткие сроки менять политический ландшафт в регионе. Правда, в этот раз ситуация оказалась немного не под их контролем. Многие члены так называемого «Комитета защиты Кемпир-Абадского водохранилища», объединившего политиков и всех лидеров прозападных НПО, были арестованы, а акции протестов не нашли поддержки у населения. Впервые в истории Кыргызстана были арестованы почти два десятка политиков и активистов, и все они получили два месяца ареста в виде меры пресечения по обвинению в подготовке массовых беспорядков.

Предсказуемо, западные страны усилят давление на Бишкек. Но в виду наступающей зимы, улицы кыргызских городов будут более-менее спокойны. Также, в ближайшее время планируется приезд президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Бишкек для подписания соглашения по полной делимитации всей линии границы в полторы тысячи километров. В это же самое время китайские специалисты готовят ТЭО, и попутно начинают обучение кыргызских специалистов. Непосредственное строительство железной дороги может начаться уже в этом году.

В этот раз, есть все шансы, что страны региона и ШОС сумеют выскочить из англосаксонской петли.

от user

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *